Аналитический отчет
учителя начальной военной подготовки
Алдажанова Шарипа Ураловича
Тема над которой работаю: «Обучение учащихся анализу и оцениванию собственной деятельности».
Президент РК Н.А.Назарбаев в своем выступлении на втором съезде работников образования и науки РК указывал: «Воспитать не просто будущее поколение, а поколение патриотов, духовно и физический образованных граждан, осознающих важность общечеловеческих ценностей… привить любовь к Родине, к Родной Земле, к своему народу – важнейшая, ответственность и благородия миссия учителя».
Система школьного образования при всем разнообразии её форм подчинена задаче усвоения учащимися определенной суммы знаний, умений и навыков, обеспечивающих им возможность функционирования в различных сферах жизни общества (производство, коммерция, культура, семья).
Цель НВП: заключается в обеспечении готовности к овладению оружием и боевой техникой к эффективному использованию в бою.
Задачи НВП: предопределяют особую целенаправленность военно-патриотического воспитания старшеклассников. Это представляет собой организованный и непрерывный процесс педагогического воздействия на сознания, чувства, волю и физическое развитие школьника.
С первых дней занятий по НВП, я как преподаватель-организатор стимулирую работу сознания, чувств и практическую деятельность своих учеников, таким образом, чтобы у них складывалось осознанное стремление, высокий интерес к освоению «данного предмета», приобретению знаний, умений и навыков, необходимых на предстоящей им военной службе. Важной вижу задачу в том, чтобы юноши научились и привыкли сами находить нужные для военной службы знания, сочетать патриотическое и интернациональное сознание с практической деятельностью, не допуская разрыва между ними. Стремиться к тому, чтобы воспитанники успешно усвоили программу НВП, приобрели навыки и умения по физической культуре и военно-прикладным видам спорта.
Совместно с учащимися глубоко анализирую примеры высокого героизма и боевого мастерства воинов. При этом стараюсь научить старшеклассников видеть пути развития героических традиций в совершенных условиях. Готовлю их к тому, чтобы приумножить эти традиции, образцовым трудом и выполнением воинского долга.
На уроках использую примеры, характеризующие достижения военной науки, техники. Знакомлю с героической историей нашей Родины, ВСРК, подвигами воинов, с жизнью выдающихся полководцев. При этом особое внимание уделяю первому уроку НВП, первой встрече с учащимися в военном кабинете. Уделяю больше значение тому, чтобы настроить учащихся на изучение всего курса НВП. Каждый урок начинаю с построения взвода, требую от учащихся дисциплины, аккуратного внешнего вида, стараюсь выработать строевую подтянутость. Слежу, чтобы командиры взводов и отделений умели четко докладывать и были в постоянной готовности к действию.
Строевой подготовкой учащиеся занимаются на оборудованной строевой площадке. Выполнение приемов показываю личным примером, и примером подготовленных командиров. На занятиях по тактической подготовке обучая юношей теории и практике подготовки и ведения боевых действий. Уделяю постоянное внимание формированию у них стремления овладеть тактическим искусствам солдата, развить необходимые морально-политические качества, укрепить психологическую выдержку, повысить физическую закалку.
Ознакомления с историей развития стрелкового оружия также способствует воспитанию патриотизма, интернационализма, чувства гордости за наше оружие и убежденности в его надежности. Привожу примеры умелого и эффективного применения ручных гранат в бою в годы ВОВ, подчеркиваю, что в ближнем бою воину особенно необходимы, кроме личной храбрости, ещё и самообладание, расчетливость, точный глазомер, хорошая тренированность.
Важной формой приобщения юношей к физической службе является трёхдневные учебно-полевые сборы, которые проходят в с. Зеренда, на базе ЗКСШ им. Малика Габдуллина. Данные сборы помогают успешно решать следующие задачи: закрепление полученных знаний, умений на уроках НВП, воспитание устойчивых моральных привычек в условиях сборного режима, напоминающего армейский, преодоление полосы препятствий, метанию гранаты, выполнению строевых приемов. Проводятся совместная работа с физруками к выполнению и сдачи нормативов Президентских тестов. В учебных заведениях идет поиск путей повышения качества подготовки обучаемых при одновременном сокращений времени, на овладение знаниями и практическими навыками.
При традиционном объяснительно-иллюстрационном методе, обычно начинается изучение вопроса с формулировки, понятия ориентирования, разъяснения составных частей процесса ориентирования, а последовательность действий обучаемого остается как бы в тени, и у обучаемых в памяти остаются лишь отрывные сведения по учебному вопросу.
Алгоритмическая форма формирует содержание учебного вопроса раздробленные на логически заключенные блоки, и обучаемый сразу же усваивает последовательность своих действий по применению полученных знаний. Имея алгоритм значительно облегчается самостоятельное изучение учебного материала.
Помимо этого метода, так же к повышению качества полученных знаний приводит умение использования коллективной мыслительной деятельности, т.е. работа в парах, групповая работа. Организация парной работы повышает речевую и мыслительную активность, обеспечивает самостоятельный подбор материала. Групповую работу рассматриваю на примере использования игровых моментов и деловых игр, где учащиеся могут использовать и закреплять на практике полученные знания. Стараюсь применять и создавать на занятиях ситуации, которые лучше всяких слов объясняют то или иное положение военного дела. И все же основным методом при проведении урока является рассказ и показ.
Одинаково пригодных методов для всех не существует, а результативность этих методов оцениваются прежде всего овладением учебного материала.
Чаще всего приходится применять самые разнообразные изобразительные и натуральные наглядные пособия и доступные технические средства. Наилучший эффект достигается применением на уроках разнообразных взаимосвязанных методических приемов, где наглядные пособия используются комплексно.
Наглядность – военный дидактический принцип, где конкретные образцы воспринимаемые на уроке, способствуют лучшему усвоению учащихся предметов и явлений материального мира.
Наглядность – фотографий, рисунки, модели, схемы, карты, таблицы, макеты.
Игровые моменты на уроках, как контрольный опрос: домино, погоны, пентагон, лото, угадай и назови «Блок-Пост» и его система (макеты).